«Темные времена» (2017 г.)

Что можно сказать о фильме «Темные времена»?

Первое — его стоит смотреть.
Второе — его особенно стоит смотреть после «Дюнекрка». Такое чувство, что сценаристы и режиссеры обеих лент в этом году договорились о том, что создадут два фильма, раскрывающих ситуацию с двух разных сторон. Как будто это коробочка — вот левая сторона, а вот — правая, вот — крышка, а вот — дно. Вот мы открываем — рраз, и вот — два — и теперь полная картина у нас перед глазами. Чувство довольно необычное, надо сказать.

О самом фильме.
Гэри Олдмен потрясающий. Теперь я хоть знаю, как он выглядит. Но не потому, что в роли Уинстона Черчиля он похож сам на себя (на самом деле его так загриммировали, что узнать, кто его играет, не посмотрев состав актеров, совершенно невозможно), а потому что он сыграл ТАК, что после этого я полезла смотреть, кто ж это такой гений. Оказалось, что Гэри Олдмен — мастер перевоплощений. У него даже по Голливуду ходит такая репутация, что его можно приглашать на любые роли. Широчайшее амплуа. Ну и красавчик, конечно. Та история, когда мужчина вроде не в твоем вкусе, но талант и харизма внезапно подчиняют себе вкус.

При том, что ленту, по сути, можно отнести к костюмированным драмам (кролевский двор, Англия, аристократия, палата Общин, прошлый век, как никак — фильм уже можно считать историческим), которые часто грешат неспешным развитием сюжета, делая ставку больше на красивую картинку, здесь такого не было. Но — тот случай, когда вся драма и напряжение держатся на игре одного актера. Как только у Черчиля в какой-то момент становится все в порядке, действие тут же начинает казаться затянутым. Впрочем, это дится недолго, минуты две — а дальше опять галопом эмоции, переживания, решения: Черчиль взывает к американскому президенту о помоще и получает отказ, полностью потерянный Черчиль принимает короля в ободранном закутке, Черчиль в лондонской подземке знакомится с «простым народом», шутит с ним и записывает имена на спичесном коробке, Черчиль, Черчиль, Черчиль… Короче говоря, фильм о Черчиле больше, чем о чем-либо другом. Но — как я уже сказала в началае — Олдмен настолько хорош, что это кино стоит смотреть. Драма одного великого человека в сложных обстоятельствах в исполнении невероятно талантливого актера? Почему бы и нет ))

А если углубиться? О чем фильм?
О том, как один человек берет на себя ответственность за то, чтбы вести всех туда, куда только он один видит, зачем и наджо идти? При всеобщем неверии, при разрозненности мнений, расшатанности и внешней и внутренней, про то, как сомнения овладевают сильным человеком, и вот он уже бродит из угла в угло и брмочет себе под нос, не в силах принять решение о переговорах с ефрейтором, мясником, «презренным человечишкой», грязью — Гитлером. Среди всех аристократических соплеменников Черчилль единственный, кто ненавидит Гитлера всей душой, кто прямо и непредложно знает — с ним нельзя договориться, он есть зло, он поглотит все, если все не остановит его. Это чувство Черчиля тем больше обостряется, чем больше его пытаются убедить в обратном. На каждый довод рассудка внутреннее естество Черчиля встает на дыбы, и чем больше разума вокруг, тем больше фанатизма в словах и реакциях Черчиля. Переломный момент происходит тогда, когда английская армия заперта в Дюнкерке и остались всего сутки, последовательно приходят и приходят новости о разгромлении европейских стран — Бельгия, Франция, другие, еще и еще, собственный кабинет противостоит Черчилю. Последней каплей для измены своему внутреннему чутью становится реакция его собственной машинистки — простой девушки. Она плачет, глядя на карту Дюнекрка, которую показал ей Черчиль. Приходит и новость о гибели гарнизона в Кале, последней возможности солдат на побережье Дюнкерка дождаться английских краблей и спастись… И тут мы понимаем — никакие аргументы разума не могли сломить горячую всепоглощающую убежденность Черчиля о противостоянии Гитлеру, но боль человеческая — она смогла. И Черчиль принимает тяжелое, невозможное для себя решение идти на мирные переговоры, выкинуть белый флаг и обсудить условия капитуляции через посредника — Муссолини. Однако это решение дается ему столь тяжело (а на самом деле — не дается вовсе), что он полностью сразу теряет уверенность и в себе и в том, что он делает. Великолепный оратор, Черчиль не может продиктовать всего лишь письмо, подтверждающее готовность идти на переговоры, он не знает, что делать, кого слушать, он уходит в себя — но и там не находит никакого ответа. Мы видим человека, изменившего себе самому, потому что другого выхода у него не было. Именно в этот момент к нему приходит король Георг VI, который первый был против назначения Черчиля премьер-министром… И внезапно — оказывает ему поддержку. Они беседуют, как приятели, и Георг дает Черчилю совет — спросите народ, говорит он. И Черчиль идет в лондонскую подземку (внезапно в этих кадрах нам становится известно, что когда-то в метро можно было курить 8())… Об измене самому себе, о возвращении к самому себе, о лидерстве, о том, что в нем самое важное — вот о чем этот фильм. Каждый поймет его, конечно, по-своему, каждый найдет собственный смысл, и тем прекрасно любое хорошее кино, так и должно быть. Но я помню пронзительное чувство печали в тот момент, когда Черчиль ходит по комнате, не в силах подобрать правильные слова для письма, и его собственная машинистка (та самая, глядевшая на карту Дюнкерка) говорит ему: «Вы великий человек, мистер Черчиль», а он только хлопает ее по плечу — и в этот момент он, наверное, поглощен острым чувством, что никакой он не великий человек. Что я умею, кроме как красиво и зажигательно говорить? И ты тоже убеждена в моем величии, потому что я так красиво и зажигательно говорю, но вот мое величие стоит на пороге проверкой реальностью и реальность побеждает. И я разбит, я потерян, потому что больше я не знаю, кто я. Вот что означает это похлопывание по плечу. И поскольку каждый человек (а особенно творческий) не раз испытывал это чувство, то для нас особенно ценна становится победа Черчиля над самим собой, взвращение его горячей уверенности, которую он своими силами превратил в реальность, сумев повести за собой целый народ.


Подписчики БезумныхСценаристов (тм) не только получили эту рецензию раньше, но и узнали интересные и полезные подробности о фильме. Хотите так же? Подписывайтесь на сценарную рассылку и получайте новости о сценарных и режиссерских конкурсах, оповещения о дед-лайнах и рецензии с интересными фактами о фильмах! Форма Обратной связи к вашим услугам 😉

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s